Депутаты думы Иркутска выступают против неподвижного обучения

0 10

Дума предлагает внедрить методику сбережения здоровья в иркутских школах

Народные избранники всерьез озаботились здоровьем детей. Не секрет, что неподвижное многочасовое сидение за партой влияет на развитие и общее состояние здоровье ребятни не самым лучшим образом. Между тем есть эффективные методики, которые некогда применялись еще в советских школах. Почему бы не внедрить их сейчас?

Депутаты думы Иркутска выступают против неподвижного обучения

Хотите, чтобы ваши дети были высокими, хорошо сложенными и не имели хронических заболеваний? С методикой Владимира Базарного, которая была одобрена и утверждена Министерством здравоохранения РСФСР в 1989 году, считают иркутские депутаты, это возможно.

Эту методику стали внедрять в советских школах. Но начался развал страны, вопрос ушел на задний план. Прошло время – и сегодня он актуален как никогда.

– В наше время школьники долго сидят за партой и в гаджетах. От этого сутулятся и имеют проблемы со спиной, зрением. Считаю, что необходимо популяризировать методику у родителей, чтобы они знали о том, как можно сохранить здоровье детей, и пользовались этой возможностью в наших иркутских школах, – прокомментировал Евгений Стекачев депутатскую инициативу.

Депутаты городской думы неоднократно рассматривали использование методики Базарного в городских образовательных учреждениях и проводили вместе с администрацией соответствующую работу по ее внедрению. А в минувшем декабре на депутатских слушаниях этот вопрос вновь вынесли на обсуждение и даже пригласили специалиста – директора АНО «Информационно-аналитический центр», педагога и специалиста по этой методике Алексея Северикова. Он ответил на вопросы депутатского корпуса и предложил варианты решения проблем, с которыми столкнулась администрация учреждения при внедрении методики.

Методика, на которую обратили внимание депутаты, активно используется по всей России. Ее применяют порядка 2000 школ и детских садов. Есть регионы-лидеры: Белгородская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Амурская и Ростовская области, Пермский край. Исследования, которые провели в Ленинградской области, еще раз доказывают ее эффективность. Там взяли для наблюдения три класса – работающий по методике В. Ф. Базарного, класс с частичным применением основных элементов, класс с усиленной физкультурой. За четыре года именно в классе с методикой В. Ф. Базарного произошло максимальное снижение заболеваемости детей по основным пяти заболеваниям – на 55 %. Класс с усиленной физкультурой показал наименьшее снижение – лишь на 16 %.

Учитывая, что абсолютно здоровых детей становится все меньше, необходимо системно работать в направлении здоровьесбережения детей. О внедрении технологии в школы Иркутска депутат думы от избирательного округа № 35 Александр Панько заговорил еще во время работы в седьмом думском созыве. По общему решению из городского бюджета выделили средства на специализированное оборудование в некоторые образовательные учреждения. В 2023 году началось внедрение методики на пяти пилотных площадках Иркутска: в школах № 18, 27, 37, 57 и 69. В них открыли девять классов, в которых обучается 243 ребенка. В 2024 году работа продолжилась, и сформировали еще четыре первых класса с этой технологией. Также планируется оборудовать специальный класс для использования технологии в строящейся школе на ул. Ярославского. Методика работает и в других населенных пунктах Иркутской области. В Ангарском городском округе она применяется в 17 образовательных учреждениях, а в Свирске – во всех.

– Можно водить ребенка на разные образовательные программы – и упустить тот момент, когда у него зрение ухудшится, появится искривление позвоночника. Проблем возможно избежать с помощью изменения методики проведения урока. Это не сложно и не затратно финансово. Благодаря методике состояние детей улучшается в разы, – говорит Александр Панько. Снимаются переутомление, перегрузка – соответственно, уменьшается количество проявлений нервно-психических срывов и агрессии. Методика препятствует возникновению болезней костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта.

Депутаты думы Иркутска выступают против неподвижного обучения

Многие родители и педагоги, администрации школы начинают осознавать необходимость подобных методик. Так, в школе № 37 именно благодаря инициативной группе появился класс со здоровьесберегающим оборудованием.

Алексей Севериков объясняет, что включает в себя методика Базарного.

– Это система сенсорных и моторных тренажей, режим динамических поз, художественно-образные экологически чистые прописи, произвольные ритмы телесных усилий. То есть учебные занятия проводятся со сменой позы ребенка через определенное время. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклоном – так называемые конторки. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на внимание и быстроту реакции используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, офтальмотренажеры. Кроме того, используются массажные мячики для стимуляции ладоней, массажные коврики для стоп, чтобы проводить гимнастику и улучшать кровообращение. Уделяется внимание каллиграфии с применением перьевой ручки. Сам образовательный процесс и дидактику методика непосредственно не затрагивает. Лишь некоторые элементы технологии, предназначенные для детских садов и школ, являются методикой обучения: экологическое панно, образный букварь и образные прописи.

Но чтобы проводить занятия, используя технологию Базарного, необходимо решить общие проблемные вопросы. Один из них – перегруженность школ, что не позволяет, формируя классы, найти достаточно места для оборудования – выставить парты и конторки в строгом соответствии с рекомендациями автора методики, работать с сенсорными крестами и разместить нужное количество шведских лестниц и балансиров. Поэтому депутаты предлагают сразу предусматривать нужное оборудование (которое ненамного превышает стоимость оборудования обычного класса) в новых школах и тех, что будут строиться в будущем. В старых школах можно учесть эту потребность при проведении капитального ремонта – и тогда почти в каждом учреждении будет хотя бы один класс, использующий здоровьесберегающую методику.

Для того чтобы подготовить кадры для работы с такими методиками, в городе уже предпринимаются значительные шаги. Обучают не только действующих, но и будущих педагогов. Так, проводился семинар для будущих учителей в ИГУ: студентам показывали систему эффективных педагогических подходов и технологий.

– Мы все в первую очередь родители. И мотивированы тем, чтобы не только наши дети, но и дети всех вокруг сохраняли здоровье. Достаточно много лет с депутатами занимаемся внедрением методики и будем продолжать эту работу, – отметил Александр Панько.

Депутаты решили обратиться к губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву и в Общественную палату региона с просьбой оказать содействие в массовом внедрением методики В. Ф. Базарного на территории областного центра. Кроме того, на профильной комиссии думы народные избранники рассмотрят возможность дополнительного поощрения учителей, которые используют эту технологию.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.