Два раза в день иркутяне жалуются на качество продуктов
За 2024 год пожаловались уже 475 раз
Потребителю важно знать свои права и уметь их защищать. Есть Закон о защите прав потребителей, в котором прописано право гражданина на качество и безопасность товаров и услуг. Специалисты Роспотребнадзора обратили внимание на то, что количество подаваемых жалоб каждый год увеличивается.
На качество продуктов и организации питания жители Приангарья жалуются в Роспотребнадзор. За девять месяцев 2024 года поступило 475 таких жалоб: в среднем по 53 жалобы в месяц, или почти по две жалобы в день. Всего в управлении было получено 3237 обращений о нарушении прав потребителей – 45 % от общего числа обращений. По телефону горячей линии получили консультации 676 граждан, в общественной приемной – 368. 53 % обращений касаются розничной торговли. 72 % обращений – жалобы на нарушения при приобретении непродовольственных товаров, чаще – технически сложных. Есть жалобы на качество мебели и обуви. 354 обращения поступили в отношении дистанционной продажи товаров. 207 раз жители Приангарья жаловались на оказание услуг: сборку мебели, химчистку, установку пластиковых окон. 336 жалоб поступило на услуги связи, 166 – на финансовые услуги, 134 – на услуги ЖКХ.
Основная причина жалоб – отказ продавца от обмена некачественного товара, отказ в возврате денег на требование оплаты за некачественный товар или услугу. Выдано 257 предостережений. Контрольно-надзорные мероприятия не проводились в связи с мораторием.
Самая частая причина жалоб на продовольственные товары – продажа или использование в заведениях общественного питания продуктов с истекшим сроком годности. Также люди жалуются на несоответствие продуктов органолептическим показателям: по внешнему виду, запаху, плотности и вкусу. После жалобы управление Роспотребнадзора начинает проверку, при этом взаимодействовать с тем, кого проверяют, вовсе не обязательно. Если проверка показала обоснованность жалобы или продукт, на который жаловались, влечет угрозу здоровью или жизни – тогда проверка проводится с привлечением прокуратуры. Далее продавец получает предостережение, предложение мер по исправлению ситуации и приглашение в управление Роспотребнадзора.
В случае приобретения некачественного товара покупатель вправе обратиться с продавцу с требованием расторгнуть договор и вернуть деньги. Также можно потребовать обмена на аналогичный товар или безвозмездного устранения недостатков. Продавцу подается претензия в двух экземплярах, на одном из них продавец ставит отметку о принятии. На возврат денег по закону дается 10 дней, на обмен – от 7 до 20 дней, на исправление – не более 45 дней. Если продавец не решает вопрос в досудебном порядке, следующий шаг – обращение в суд. Управление Роспотребнадзора оказывает бесплатную помощь в составлении иска в суд. Экспертов ведомства также можно привлечь для дачи заключения – для этого нужно заявить ходатайство.
Президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев рассказал, что в общество по защите прав потребителей обращаются в связи с ненадлежащим качеством товаров, работ и услуг. Очень много жалоб поступает на неисполнение обязательств Иркутской электросетевой компанией. Чаще всего помощь общества касается судебной защиты: в 2024 году было составлено 14 исков.
В 2024 году в общество по защите прав потребителей поступили две жалобы на самовозгорание – электроплиты и стиральной машины. В первом случае с продавца взыскали стоимость и компенсацию морального вреда. А во втором случае самовозгорание привело к пожару, частично сгорел дом, и дело рассматривается в суде, проводится третья экспертиза.