Мединский считает, что обществознание в школах нужно преподавать иначе – в Иркутске его раскритиковали
Обществознание в том виде, в котором его сейчас преподают в российских школах, бесполезно, считает помощник президента России Владимир Мединский. Иркутские политаналитики не согласились с позицией председателя Российского военно-исторического общества.
– Я считаю, что в нынешнем виде обществознание бесполезно. Такое, какое оно есть сейчас, в жизни не пригодится, – заявил помощник президента.
Он отметил, что в целом считает этот предмет нужным, но требующим улучшений, пишет РБК.
– Я надеюсь, что та реформа, которую планирует Минпросвещения в отношении обществознания, будет практически полезна для школьников, – добавил Мединский.
В середине апреля 2024 года Минпросвещения опубликовало приказ, который исключит обществознание из программы 6-8-х классов с 1 сентября 2025 года. Ведомство ранее подчеркивало, что ОГЭ по предмету будет адаптирован под обновленный курс.
Согласно федеральной рабочей программе по обществознанию, на предмет в 6-9-х классах отводится 136 часов, по одному часу в неделю. В 10-м и 11-м классах предмету отводятся уже два часа в неделю. Министерство планирует оставить число часов для 11-го класса без изменений, однако сократить их для 10-го класса до одного часа.
Ранее Мединский заверял, что исключение обществознания из программы 6-8-х классов не снизит качество знаний по предмету у школьников, поскольку необходимые материалы включат в программу по истории или ученики изучат их в старших классах. По его словам, новый учебник по обществознанию для 9-11-х классов будет готов не ранее 2025 года.
– В выступлении Мединского об обществознании ключевыми являются слова: «в том виде». В переводе на русский это значит, что у него есть претензии к содержанию курса, но суть этих претензий он с публикой не обсуждает. И совершенно напрасно.
Лично я считаю успехом школьного курса по обществознанию, если выпускники знают основы политического устройства России и ее экономики, понимают, зачем ходить на выборы и поддерживать партии, как программы ключевых партий связаны с будущим России, зачем в некоторых странах регулярно меняют президентов и как это связано с их благосостоянием; не путаются в расчете стоимости кредита, не берут кредит «всего под 1% в день», не переводят деньги мошенникам на «безопасный счет», когда им звонят «из службы безопасности банка», не вкладывают сбережения туда, где обещают 100% годовых, знают хотя бы еще пару инструментов для хранения сбережений, кроме депозита в банке и наличных долларов под подушкой, знают, что в инфляции виновата не только лишь Набиуллина; знакомы со своими правами и имеют общее представление о том, как их защищать, куда и когда обращаться за помощью; понимают, кому и зачем нужны общие собрания собственников квартир и почему нежелательно ссориться с соседями по дому.
Это мои тезисы, на основании которых я мог бы сказать, что программа обществознания требует доработки. Но, полагаю, Мединский держит в уме совсем другие. И то, что я считаю важным навыком для любого взрослого человека, современные власти России, похоже, интересует совсем в другой мере.
– Оговорюсь, что я ориентируюсь на то обществознание, которое было у меня в школе, то есть лет 17-20 назад. С тех пор наверняка очень многое поменялось. Но я действительно не сказал бы, что как-то использовал в жизни знания по этому предмету.
Если говорить об общих принципах, то я вижу три задачи, которые должен решать такой предмет:
1. Небольшому количеству 10-11-классников, которые потом станут социологами и представителями смежных профессий, обществознание должно дать представление о том, чем занимается социология как наука.
2. Всем школьникам она должна дать практико-ориентированные знания: за что отвечает местный депутат, а за что – президент, как выстраивать отношения с управляющей компанией и планировать семейный бюджет, как защищать свои права через профсоюз, что такое инвестиции, реклама, цифровая гигиена и так далее. И так как эти знания устаревают – научить искать информацию.
3. Опять же, всем надо дать общегуманитарное представление об обществах разных стран, понимание, как изучают общественное мнение (и как отличить реальную социологию от манипуляций) и опыт дискуссий на социально-значимые темы. Этот пункт отчасти пересекается с общей задачей воспитания подрастающего поколения, но лишь отчасти. Школа, конечно, должна прививать базовые ценности, но еще она должна учить думать своей головой.
А в какой объем все это уместить, как в целом реформировать образование – тут нужна большая дискуссия специалистов и всего общества, обсуждение разных вариантов школьной программы.