На что жалуются граждане: технологические подключения, ГСМ, госзакупки

0 12

Чем может помочь региональное УФАС

Руководитель управления Александр Кулиш рассказал о том, как в Иркутской области обстоят дела с жалобами на технологическое подключение домов к энергосетям и как УФАС может повлиять на сдерживание цен на бензин.

На что жалуются граждане: технологические подключения, ГСМ, госзакупки

Энергетики оштрафованы на 90 миллионов

В 2023 году уже рассмотрено более двух тысяч жалоб на сетевые компании, связанных с технологическим подключением. Чаще всего в этом случае речь идет о подключении дома к электросетям. Энергетики оштрафованы на более чем 90 миллионов рублей.

Какие же основные нарушения допускают электросетевые компании при технологическом подключении абонентов?

– Нарушений несколько, – говорит Александр Кулиш. – Это затягивание сроков рассмотрения заявок, внесение в договор заведомо невыгодных потребителю условий (долгое ожидание присоединения или высокие цены), срыв сроков присоединения.

В целом в последние пару лет наблюдается рост спроса на технологические присоединения. Это связано с тем, что в пандемию коронавируса вырос спрос на индивидуальные дома и ИЖС, а эти дома надо подключать к электричеству. При этом энергетики не успевали за строителями: у них попросту не хватало мощностей для подключения новых абонентов. Сейчас ситуация выровнялась, но жалобы на затягивание сроков остались.

Вторым вопросом технологического присоединения к электросетям остаются тарифы на это самое присоединение. И тут граждане стали жаловаться на дороговизну, но жалобы эти уже необоснованны.

– Все дело в том, что до июня 2022 года тариф на технологическое присоединение составлял 550 рублей за 15 киловатт, – говорит Александр Кулиш. – Потом были приняты изменения, и тариф вырос до трех тысяч за киловатт, а сейчас он составляет четыре тысячи рублей за киловатт. Есть, конечно, льготы – для многодетных, инвалидов, ветеранов и т. д., но основной массе населения придется платить полную стоимость. Да и льготники могут воспользоваться льготой всего один раз – далее им также придется оплачивать подключение по полному тарифу. И тут в дело вступают посредники…

Посредники, по словам главы УФАС Приангарья, – это те граждане, которые ходят разбираться за других. Вот есть у человека претензия к энергетикам по присоединению, но он опасается, что сам не сможет правильно пожаловаться. Тогда он ищет того, кто будет представлять его интересы, дает ему доверенность и деньги за услугу и только ждет, когда ситуация решится в его пользу. Однако не все посредники одинаково полезны. До введения новых тарифов в Приангарье прокатилась массовая волна возмущений о том, что люди не могли провести технологическое присоединение своего дома, поскольку они, оказывается, уже где-то там этой услугой воспользовались. А это посредники, получившие доверенности, подавали заявки на присоединения по другим адресам на имя этих абонентов. Бывало и так, что чужие долги на таких доверчивых вешали: в заявке на присоединение Иванов Иван Иваныч, и паспортные данные его, а по адресу какой-то Петров Петр Петрович майнинг завел и платить не желает.

– При подаче жалоб на действия энергетиков за действия или бездействие при технологическом присоединении гражданин может справиться и без посредников, – говорит Александр Кулиш. – Мы разработали своего рода шаблоны (кстати, подобного нет нигде), типовое заявление и список документов. Всегда можно прийти в управление и получить подробную консультацию, как подать жалобу.

Не только обычные граждане жалуются на энергетиков за неполадки с технологическим присоединением. За 2023 год в УФАС Приангарья поступило семь жалоб от ОАО «РЖД»! При этом две жалобы были признаны необоснованными, по пяти – вынесены представления энергетикам, а также электросетевые компании оштрафованы на три миллиона рублей. Правда, и постановления, и штрафы энергетики пытаются обжаловать – но сам факт!

Бензин: рынок диктует все

Второй вопрос – это цены на ГСМ. Интересует практически всех, касается каждого. И тут сразу облом. Как сказал Александр Кулиш, цены на ГСМ государственному регулированию не подлежат. Это рынок, граждане, и он сам выдвигает свои условия.

А нарушений в формировании табличек на АЗС, на которые ругаются все автолюбители, в Иркутской области нет. И вот почему.

– О нарушениях в формировании розничных цен на топливо можно говорить тогда, когда разница между оптовой стоимостью литра ГСМ и розничной достигает 15 рублей, – говорит Александр Кулиш. – Сейчас же ситуация такова, что оптовая цена бензина и дизтоплива на Санкт-Петербургской бирже, где покупают и продают нефтепродукты (не напрямую с завода, а только исключительно через биржу), в некоторых случаях даже выше, чем розничная цена на АЗС. Сети торгуют в убыток.

Причиной роста оптовых цен, которые пошли вверх с июня 2023 года, стало то, что нефтепродукты выгоднее продавать за границу, а также то, что нефтеперерабатывающие заводы один за другим стали закрываться на ремонт и профилактику, как это всегда бывает в конце лета – начале осени. Если с продажами за границу государство как-то пытается решить проблему, то с закрытием заводов на ремонт ничего не поделаешь. Правда, ситуация стала меняться к лучшему: по данным на 19 сентября, на торгах на бирже топливо подешевело в среднем на 5–6 тысяч рублей за тонну. Правда, пока только на европейской части России, но тенденция есть.

Закупки: девять врачей, три мэра и два директора оштрафованы

Следят антимонопольщики и за закупками – тут нарушения законодательства довольно частые. И неправильное составление техзадания, и ошибки в документах на торги, и даже до сих пор встречающиеся закупки «под поставщика», в которых содержатся условия, подходящие лишь под одного участника торгов, который потом эту закупку и выигрывает.

– В 2023 году на закупки поступило 354 жалобы, – говорит Александр Кулиш. – 75 из них были обоснованными. По итогам выписаны штрафы на 363 тысячи рублей, привлечены к ответственности девять главврачей, два директора, три мэра, два заммэра и 104 должностных лица заказчика.

Речь шла о нарушениях при определении перевозчиков на междугородных маршрутах Иркутск – Шелехов. Там имела место недобросовестная конкуренция: один из участников торгов показал автобусы, которые будут ездить по маршруту: новые, комфортабельные, с удобными креслами, кондиционерами и т. д. На деле же, выиграв торги, он пустил по маршрутам старые автобусы или автобусы малой вместимости, которые не соответствовали требованиям технического задания. В итоге результаты торгов были отменены, право осуществлять перевозки пришлось разыгрывать снова.

Также УФАС занимается проверками соблюдения законодательства о рекламе, размещении рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов (павильонов, киосков, ларьков). В размещении НТО многое поменялось, поскольку в последнее время ведомство настаивает на приведении правил размещения НТО в Иркутске в соответствии с областным законодательством. А там есть нормы о предоставлении земельных участков под объекты в условиях конкурса, то есть на торгах. И о заключении новых договоров в соответствии с законом.

Справка «МК Байкал»

Управление Федеральной антимонопольной службы стоит на страже конкуренции и следит за тем, чтобы естественные монополии не злоупотребляли своим положением.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.