Оконные ключи становятся серьезной проблемой для иркутских школ
Кто напишет еще одну инструкцию для школы?
20 сентября 2023 года Кировский районный суд принял решение удовлетворить исковые требования прокурора Кировского района г. Иркутска к МБОУ г. Иркутска «Лицей № 3» и обязал в течение 12 месяцев оборудовать оконные блоки системой безопасности в количестве 193 штук. То есть у всех школьных окон должны быть ключи. Но вот вопрос: а если вдруг пожар?
Откуда растут ноги у этого требования?
Существуют конвенция, ч. 3 ст. 3, ч. 2 ст. 6, Конституция РФ, ст. ст. 2, 20, 38, 41.43, федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», пп. 8 и 9 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 7.1.10 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования». Именно эти документы стали основой для предписания прокуратуры Кировского района Иркутска в адрес лицея № 3, в котором надзорный орган потребовал от лицея установить систему безопасности – замки безопасности – на оконные блоки, дабы дети не выпадали из окон школы в случае разных обстоятельств.
Информацию о нарушении прокуратура получила из департамента образования комитета по социальной политике и культуре Иркутска, предварительно направив запрос о состоянии оконных блоков учреждений образования Кировского района в этот самый департамент. Мог ли департамент отказать прокуратуре? Понятно, что не мог. По информации департамента, подобных замков безопасности нет не только в лицее № 3 – их нет в нескольких образовательных учреждениях Кировского района Иркутска. Вероятно, все нарушители в ближайшее время получат подобные исковые заявления или уже получили? Такой информации в редакции, к сожалению, нет.
Вполне допускаем, что подобные прокурорские запросы о состоянии безопасности оконных блоков получат и образовательные учреждения в других городах и населенных пунктах Иркутской области. Вероятно, тема эта актуальна теперь для всех учреждений образования детских садов, школ, учреждений дополнительного образования.
Правильно ли поступает прокуратура, заботясь о безопасности детей в школах и детских садах? Глупый вопрос – правильно, ведь ее работа как раз и состоит в том, чтобы закон в стране исполнялся.
Однако возникает и другой вопрос: эти требования о безопасности оконных блоков, которые необходимо оснастить замками безопасности, совпадают ли с требованиями пожарной безопасности? Всем понятно, что в случае возникновения пожара в здании школы, детского сада или учреждения дополнительного образования пути для эвакуации детей должны быть доступны. Другими словами, и окна, и двери должны легко открываться. «Необходимо убрать сердцевину из замков и вставить туда это устройство – замок безопасности. Но двери на лестничных клетках и окнах не должны закрываться – это требования пожарников», – подтверждает директор лицея № 3 Николай Кашин.
Но где тогда логика? Или дело не в логике? Или мы имеем несоответствие одного требования другому? Почему прокуратура обратила внимание на окна и замки безопасности, но совсем не обратила внимание на требования пожарной безопасности? Ведь завтра в школу, установившую замки, придут представители пожарной службы и скажут: окна должны легко открываться – устранить замки. Может такое произойти? Вполне может. И как быть директору лицея в этом случае? Ждать новый иск и новое решение суда?
Есть и еще один вопрос: на какие средства устранить нарушение? Где эти средства найти? Понятно, что лицей или школа – это не бизнес-учреждение и вынуть из бюджета немаленькую сумму для них непросто. Например, при стоимости оборудования на одно окно от 1100 рублей оборудовать 193 окна такими замками обойдется в кругленькую сумму – 212 тысяч рублей. Это только для одного иркутского лицея № 3. Предположим, что таких нарушителей в одном только Кировском районе Иркутска наберется 4–5, а во всем Иркутске – 15. Помножим 212 тысяч рублей на 15 нарушителей – наберется более 3 миллионов рублей. Вероятно, в иркутском бюджете придется изыскать эти деньги. Потому что прокуратура и суд не шутят: решено – выполняйте.
Николай Кашин справедливо замечает: «А где должен находиться ключик от замка безопасности? Никто об этом не рассказал. Никто соответствующий документ не составил – куда, чего и как?..» Поэтому и возникает интересный вопрос: кто напишет инструкцию для лицея о том, как работать при выполнении этого решения суда? Представим, что на все 193 окна установили замки безопасности, а к ним выдали ключики – 193 ключа. Где хранить эти 193 ключа? Как, кому и в каких ситуациях их выдавать? Если в кабинете проводят уроки разные предметники, да еще и не в одну смену, то кто должен отвечать за ключи к этим замкам в каждом конкретном кабинете?
В общем, нужен некий алгоритм. Кто напишет его? Прокуратура? Суд? Департамент по социальной политике города? Кто выстроит весь процесс пошагово, чтобы четко и твердо было обозначено: в семь утра школу открывает такой-то, на каждом этаже установлен такой-то ящик с ключами от замков безопасности, за каждым ящиком установлено ответственное лицо такое-то, которое каждый день в специальном журнале расписывается в получении ключа от ящика; ответственное лицо в первую смену такое-то, во вторую – такое-то; все действия с ключами фиксируются в журнале: принял – сдал; в случае наступления пожароопасной ситуации это ответственное лицо должно выдать ключи от замков на окнах таким-то лицам в течение такого-то времени. Ну и так далее.
Подобная инструкция должна учитывать разные ситуации – не только пожароопасную. Есть еще террористические угрозы, угроза землетрясения. А ведь есть еще периоды каникул, которые наступают в году четыре раза… В общем, на данном этапе головная боль – исключительно у директора (в нашем случае – у директора лицея). Значит, инструкция – это предмет целого научно-практического изыскания…
– Я понимаю, что незнание закона не освобождает от ответственности, есть решение – будем исполнять. Но эти изменения все время происходят, и мы за ними не успеваем, до нас эти изменения доходят иногда только в момент той или иной проверки. Как быть с этим руководителю учреждения образования? Ведь у нас есть главные требования – от министерства образования, от департамента образования, – напоминает директор.
…Как нам в нашем государстве повезло: мы никогда не станем тупыми! Нам не дадут ими стать специальные ведомства, которые работают над тем, чтобы мы думали, соображали, были готовы к любым ситуациям. Даже к таким многоходовочкам, как с оконными ключами в детских учреждениях, но безо всяких инструкций. Думай, директор, как выкрутиться, напрягай мозги. Думайте, сотрудники департамента образования, пишите методичку про оконные ключи, чтобы школа могла просочиться в щелочку между требованиями прокуратуры и пожарной охраны. И Запад нас в этом смысле не догонит – пусть попробуют там написать такую вот всеобъемлющую инструкцию.