Плаваем и не тонем: число судебных исков о перевозке граждан выросло за год в семь раз

0 7

Для самоуверенного народа не годятся полумеры?

Байкал притягивает и манит. Побывать на Байкале и не поплавать по его глади на корабле или катере, не прокатиться по льду на «Хивусе» – без этого туристы уже не видят отдыха. Правда, есть еще те, кто по льду предпочитает двигаться на собственном авто и куда глаза глядят, а по воде – на какой-нибудь лодочке или катамаране, и все ради единения с природой.

Плаваем и не тонем: число судебных исков о перевозке граждан выросло за год в семь раз

О том, что такое «единение» нередко заканчивается чем-нибудь нехорошим, говорили в пресс-центре ИА «Интерфакс» байкало-ангарский транспортный прокурор Сергей Цедрик, начальник Центра государственной инспекции по маломерным судам ГУ МЧС по Иркутской области Андрей Карепов, представители Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте.

Наведи на код и останься цел

Как рассказал Сергей Цедрик, в последние годы резко возросло число обнаруженных правонарушений при перевозке граждан водным транспортом. Этому способствовало повышенное внимание контролирующих органов к водным перевозкам.

– К примеру, в 2022 году было подано семь исков по нарушениям при перевозке граждан водным транспортом, – говорит Сергей Цедрик. – А в 2023 году – уже 51 иск. Возбуждено 158 административных дел о нарушениях на водных объектах. Следят прокуратура, транспортная полиция, ГИМС. И именно поэтому все больше и больше владельцев судов стремятся полностью пройти технический осмотр и получить лицензию.

А для того, чтобы туристы и иные пользователи водного транспорта знали, есть ли лицензия и соблюдает ли правила владелец того или иного судна, введена система QR-кодов. Те владельцы катеров, лодок или кораблей, которые получили лицензию на перевозку туристов, могут разместить у себя на судах эти коды. Турист наводит на него камеру смартфона и получает возможность видеть реестр лицензированных перевозчиков. И понимает, что этот перевозчик позаботился о его безопасности.

Для того чтобы отслеживать перевозчиков, Байкало-Ангарская транспортная прокуратура, транспортные полицейские и ГИМС проводят постоянные рейды, проверяют их на местах и мониторят туристические сайты, мессенджеры, соцсети. При получении информации о нелицензированных и нелегальных перевозчиках им выдаются предупреждения. Если же перевозчики не реагируют на предупреждения, возбуждаются административные дела.

Плаваем и не тонем: число судебных исков о перевозке граждан выросло за год в семь раз

Спикеры отметили, что в последнее время перевозчики – средние и крупные – стараются не доводить до возбуждения дел. Так, например, владельцы «Хивусов» в последнее время активно «выходят из сумрака». Ранее они массово попадали в реестры недобросовестных перевозчиков от ГИМС, а теперь стали проходить техосмотры и получать лицензии.

Самодельные причалы безжалостно сносят

Следующая «статья досмотра» транспортной прокуратуры и полиции – это причалы. На Байкале, Ангаре, водохранилищах, да и на других реках очень много самодельных причалов, которые не отвечают требованиям безопасности. В отношении таких сооружений выносятся представления о сносе или приведении в соответствие требованиям. Только в Листвянке в 2023 году было снесено 15 незаконных причалов, еще семь сооружений оставили – их можно привести в нормальное состояние.

Как попало на опасном льду

Зимой у контролирующих органов работы меньше не становится. К перевозчикам, которые катают туристов на специальных судах – «Хивусах», добавляются любители покататься по льду Байкала или водохранилища на мотоциклах, снегоходах, квадроциклах и автомобилях. При этом такие товарищи чаще не пользуются специально обустроенными переправами, а едут как хотят. И сталкиваются – друг с другом, с «Хивусами». Или проваливаются в полыньи и трещины.

Вот, к примеру, в 2021 году группа туристов из Екатеринбурга, не согласовав с туроператором свои действия, взяла напрокат Toyota Land Cruiser и поехала кататься по льду Малого Моря. У скал внедорожник затонул – сразу ухнул в трещину на глубину 20 метров. Хорошо, люди успели открыть двери, машина падала с открытыми дверями. Они смогли выплыть и еще несколько километров шли пешком до Сахюрты. Обморозились, конечно, но остались живы.

В 2022 году на льду Байкала столкнулись «Хивус» и квадроцикл. Выяснилось, что владелец квадроциклов сдавал их в аренду, при этом его техника не проходила техосмотр, лицензии у него не было, а у тех, кому он сдавал квадроциклы, мужчина никогда не спрашивал права. В том столкновении пострадали люди.

Тогда же зимой на льду столкнулись «Хивус» и Toyota Land Cruiser. Оба транспортных средства загорелись, по счастливой случайности никто не пострадал.

Полумеры для самоуверенного народа

Спикеры также сказали, что у нас слишком мягкое законодательство. К примеру, штраф за нелегальную перевозку пассажиров водным транспортом – в районе тысячи рублей. Перевозчик увез семь клиентов по тысяче с каждого – и отбил все штрафы.

Также в КоАП слишком мало поводов для ареста судна. Этим и пользуются недобросовестные перевозчики. Иркутские транспортные контролирующие органы уже внесли в Госдуму предложения об ужесточении наказания за нарушения при перевозке пассажиров водным транспортом и нарушения на водных объектах, однако пока их рассмотрят, создадут законопроект, рассмотрят его – пройдет немало времени.

К вопросу о бессмертии

– А вообще у нас постоянно складывается впечатление, что люди недооценивают обстановку, – говорит начальник центра ГИМС ГУ МЧС по Иркутской области Андрей Карепов. – Они могут спокойно отправиться на резиновой лодке с мотором поздней осенью на рыбалку, не думая о том, что вот-вот по реке пойдет шуга. Могут с началом ледохода тоже куда-то поплыть. А уж о том, сколько судоводителей выходит на воду в нетрезвом виде, вообще сказать страшно. И зимой – летят по льду, не зная, какая у него толщина, где торосы, где трещины, полыньи, насколько он устойчив. Очень самоуверенный у нас народ!

Видимо, каждый из таких товарищей считает, что сохранился перед выходом из дома. Как в компьютерной игре…

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.