По 95 маршрутам поедут садоводы Приангарья в этом году
Особенности межмуниципальных и садоводческих перевозок обсудили депутаты ЗС
Региону необходима комплексная программа модернизации общественного транспорта. Без этого невозможно разобраться с массой транспортных проблем, от которых страдают жители и сельской местности, и областного центра.
Депутаты Законодательного Собрания Иркутской области обсудили вопрос организации межмуниципальных перевозок и садоводческих маршрутов на 11-й сессии ЗС.
Спикер Александр Ведерников напомнил, что вопрос об организации пассажирских перевозок подробно разбирали на депутатском часе одной из сессий прошлого года.
– И тогда были подготовлены рекомендации, выполнение которых мы обсудим сегодня.
Одна из проблем, которая беспокоит депутатов и спустя год, – нехватка регулируемых маршрутов, которых в регионе всего 5% от общего числа: из более чем 350 маршрутов регулируется лишь 20. Спикер привел в пример другие регионы, где регулируемых маршрутов более половины. Проседает тема социальных маршрутов, которые заведомо нерентабельны: нужно создавать условия, при которых частные перевозчики смогут на них работать. Не создана система единых электронных проездных, в разработку которой должно активно включиться Минцифры. Состояние дорог и самого автотранспорта оставляет желать лучшего. Все эти взаимосвязанные вопросы нужно решать межведомственно и комплексно – нужна комплексная программа, которая, по словам спикера, позволит привлекать федеральные средства.
Есть и сезонная тема, которая в этой связи волнует депутатов, – садоводческие маршруты. Александр Ведерников подчеркнул, что с началом дачного сезона ей необходимо уделять особое внимание. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима Лобанова, садоводческие маршруты открылись 1 мая. В этом году будет работать 95 таких маршрутов в 14 районах Иркутской области.
Министр назвал базовые факторы, которые в целом обеспечивают качество пассажирских перевозок и над которыми регион сейчас работает: совершенствование маршрутной сети, приоритет движения общественного транспорта на дорогах, обновление автобусного парка. К приоритетным задачам также относится обеспечение транспортной доступности для жителей сельских территорий. Подготовлен новый подход, который в прошлом даже не обсуждался, ему не придавалось значение – районные перевозки: обеспечение транспортной доступности внутри района. В эту работу активно включился Иркутский район.
Представители двух районов – Черемховского и Иркутского – приняли участие в депутатском часе. Сергей Марач, мэр Черемховского района, включающего 100 населенных пунктов (всего 28 тысяч населения, причем более 20 тысяч живут на селе), рассказал, что 13 межмуниципальных маршрутов обеспечивают передвижение жителей 64 деревень и поселков. Два маршрута работают по регулируемым тарифам с 1 мая этого года. Они раньше просто не функционировали, например, маршрут до поселка Новостройка. Глава района рассказал депутатам, что была попытка объединить рентабельные маршруты с нерентабельными, но перевозчик по собственному хотению отменял невыгодные. Распрощаться с такими перевозчиками сложно – в районах нет конкуренции. Нужно вырабатывать меры воздействия. В Черемховском районе считают, что им нужны еще как минимум три регулируемых маршрута – для Онота, Каменно-Ангарска и Тальников.
При этом, отметил Марач, от работы на некоторых маршрутах перевозчики отказываются из-за плохого состояния дорог. Из-за плохих дорог нет автобусного сообщения с несколькими садоводствами в Иркутском районе – присоединился к коллеге Юрий Витер, заместитель мэра Иркутского района. Нужно, считают представители районов, увеличить объем субсидий на ремонт таких дорог.
В областном центре, где действует 19 садоводческих маршрутов от 9,5 до 50 км, тоже есть свои особенности. В этом году произошли значительные изменения к лучшему – Иркутск закупил большое количество автобусов, часть из которых направили на садоводческие маршруты. Они начали работать с апреля. Проблемы же Иркутска связаны большим количеством транспорта разных потоков – городского, межмуниципального, садоводческого. Нарушается трафик из-за транзитного транспорта. Для движения общественного на большинстве городских дорог отсутствуют выделенные полосы.
Депутаты Законодательного Собрания активно включились в обсуждение, их вопросы были адресованы министру. Так, Дмитрий Ружников уточнил, что если садоводческие маршруты никогда не будут «в рынке», не станут прибыльными, поскольку они сезонные, то как они будут датироваться, или же предполагается какая-то иная стратегия работы с ними. Министр ответил, что такие маршруты в перспективе будут работать как круглогодичные.
Антон Малышев озвучил проблему села Смоленщина, где ходит мало автобусов, перевозчик существенно повысил стоимость проезда, люди недовольны. За полгода проблему решить не удалось, хотя министр всегда на связи, а перевозчикам дали нужные рекомендации. Лобанов озвучил следующий шаг: 30 мая запланировано совещание с перевозчиком. Депутат напомнил, что садоводческий сезон уже начался и нельзя терять времени.
Валерий Ус поинтересовался, насколько все-таки хороши для новых автобусов наши дороги. Оказалось, что нормативных дорог в регионе 38%, но задействовано 90%. Министр уверил депутатский корпус, что «у нас есть ресурс».
Галина Кудрявцева подтвердила проблемы Иркутского района, где уже долгое время ищут решение транспортной проблемы – но жители Горохово по-прежнему без транспорта, сложная ситуация в деревне Ревякина и Никольском. Те автобусы, которые идут по длинным межмуниципальным маршрутам, попросту не вмещают жителей тех населенных пунктов, куда заходят позже, уже собрав пассажиров из других деревень. Министр уверил, что и он, и его помощники изучают ситуацию на месте, смотрят пассажиропоток – и он в этом направлении невелик, так что автобусы, запусти их из проблемных деревень, будут ходить пустые. А все потому, что население, в прежние времена разуверившись в общественном транспорте, приспособилось добираться куда нужно другими способами, на такси. По мысли министра, нужно вернуть доверие к межмуниципальному общественному транспорту. А для этого требуется фундаментально изменить отрасль – о чем, собственно, в начале депутатского часа и говорил спикер Александр Ведерников.
Депутат Олег Попов уточнил, будет ли все-таки единый проездной. Вопрос адресовался минцифы. Представитель министерства ответил, что рассматриваются возможности, изучен опыт других городов, ожидаются существенные затраты на ежегодное техническое сопровождение, нужен регоператор, а также следует определиться, какие услуги жителям области нужно оцифровать. Но спикер Александр Ведерников, который очень хорошо знает эту проблему, поскольку о ней депутаты говорят не первый год, поторопил правительство. Ведь регион уже упустил время, когда можно было привлечь к этому инвесторов, а теперь ситуация изменилась и раскошеливаться придется областному бюджету. Но возможности все еще есть, сказал спикер, и с ними надо, не откладывая, работать.
Предложения, поступившие от представителей территорий, а также от депутатов областного парламента, будут включены в проект постановления, который рассмотрят на июньской сессии ЗС.