В Госдуме не разрешили выбирать между ЕГЭ и обычными госэкзаменами – в Иркутске предлагают разные варианты реформы
Комитет Госдумы РФ по просвещению отклонил законопроект, которым предлагается предоставить возможность сдавать по желанию или единый государственный экзамен, или госэкзамены по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, сообщила первый зампред комитета Яна Лантратова («Справедливая Россия – За правду»). Комментируют иркутские политологи и общественники.
– Комитет отклонил законопроект, потому что это (принятие инициативы об альтернативе ЕГЭ – прим. ред.) может привести к несопоставимости процедур и результатов экзаменов, сданных в разных формах, создать неравные условия при поступлении в вузы, не сможет обеспечить единство подходов к оценке результатов освоения образовательной программы. Такова позиция большинства членов комитета, – рассказала Лантратова.
Парламентарий отметила, что фракция «Справедливая Россия – За правду» с этими аргументами не согласна, эсеры убеждены, что если школьникам дать возможность выбирать между ЕГЭ и государственной итоговой аттестацией по основным образовательным программам, единицы сделают выбор в пользу ЕГЭ, пишет РИАН.
– Поэтому продолжим выступать против такой формы экзамена, – заключила Лантратова.
– Могу понять и эсеров и комитет. Это давнишняя дилемма. Мы, с одной стороны, признаем систему ЕГЭ/ОГЭ несовершенной и сильно ограничивающей кругозор учащихся, шаблонирующей сознание, а с другой – не можем отказаться от подхода, позволяющего по единым для всех экзаменуемых стандартам и критериям определить потенциально сильных студентов, достойных бюджета или обреченных на коммерцию.
Надо решить, что важнее. Или мы за единство подхода и шаблонное сознание, или же нам важно вырастить размышляющее поколение, мыслительные способности которого не ограничиваются способностью выбора единственно верного варианта ответа. И сейчас мы не готовы отказаться от первого подхода, только и всего – никакой конспирологией о технологиях взращивания абрютированного электората тут не нужно пестрить. Просто привычно и практично. Идеального подхода никогда и не будет, а к этому уже привыкли.
– Закон, содержащий экзаменационные альтернативы, действительно неуместен, так как создаст путаницу и неразбериху. Другое дело, что ЕГЭ и ОГЭ очевидно не решили и не смогут решить поставленные перед ними задачи. Вместо прочных, а то и углубленных знаний, способности размышлять, сопоставлять, самостоятельно находить источники и делать выводы, получилось некое натаскивание на тесты. Обратной стороной стал бурный рост репетиторства (разумеется, не безвозмездного). Никуда не делось списывание, использование шпаргалок и тому подобного. А уж обыски учеников вообще не лезут ни в какие ворота.
Вот если бы ЕГЭ был бы без ограничения пользования хоть чем-либо, тогда, может быть, было бы другое дело. В качестве реальной альтернативы мог бы быть возврат к обычным (прежним) экзаменам, но с перетасовкой учителей: преподаватели каждой из школ принимали бы экзамены у учеников других школ. Кто куда едет в пределах города, определялось бы накануне по итогам жеребьевки. Это помогло быть значительно уменьшить коррупционную составляющую.
– Критика ЕГЭ, с которой выступают авторы законопроекта, на мой взгляд, справедлива. Старшеклассники сегодня действительно часто не столько получают знания, сколько нарешивают типовые задания, а в дополнение к школьным занятиям платно занимаются с репетиторами.
В то же время, на мой взгляд, было бы неправильно «выплескивать с водой ребенка». Возможность сдать некий набор экзаменов один раз и с ними претендовать на поступление во все вузы страны, единые условия для выпускников по всей России – это, по-моему, важные плюс ЕГЭ, которые нужно сохранить.
Другое дело, что нужно уходить от тестов в сторону оценки понимания. Отчасти в плане ЕГЭ по математике это, как мне кажется, уже происходит, но лишь отчасти. Содержательную оценку могут давать педагоги (не из своей школы), а со временем, возможно, и искусственный интеллект – уже сегодня нейросети способны вести осмысленный разговор и решать другие интеллектуальные задачи.
Второй аспект – содержание школьной программы должно без разрывов переходить в программы вузов и ссузов. Тогда будет меньше потребность в репетиторах.
При этом важно, чтобы задача реформирования ЕГЭ решалась не изолированно, а в увязке с более глобальной дискуссией общества и профессионалов о том, кого и как должна готовить российская система образования, какие давать знания и навыки.
Фото пресс-службы правительства Иркутской области