В Иркутске будет самая передовая канализация
Город использует все возможности для финансирования этих глобальных работ
Город реализует сразу несколько проектов, которые позволят значительно улучшить общую ситуацию с канализованием. Особенно это важно для центра Иркутска.
– Сейчас все сбрасывается через центр города – есть большой коллектор по улице Поленова, по Фридриха Энгельса, трубы проходят и в районе Сбербанка на Нижней набережной. Мы создаем то, что разгрузит этот участок, разгрузит центр города от стоков – повысится запас мощности, и, самое главное, снизится аварийность. Цель – в этом, – рассказывает Сергей Ващенко, заместитель директора по капитальному строительству и ремонту муниципального предприятия «Водоканал».
Сегодня город обновляет всю коммунальную сеть. Так, в работе три очень крупных проекта в общей системе городского канализования, работы по которым проводятся в рамках субсидий, выделенных из областного, городского и федерального бюджетов: реконструкция напорных трубопроводов с ул. Рабочего Штаба до КОС правого берега; самотечный коллектор пер. Космический – ул. Ушаковская – ул. Детская; реконструкция напорных трубопроводов со строительством КНС «Нижний бьеф» (от Нижней Лисихи по ул. Ширямова до городка ИВАТУ). Масштабность и связанность городских проектов можно проследить в контексте общих перемен в Иркутске: так, коллектор до КОС ПБ имеет непосредственное влияние на дальнейшее развитие предместья Рабочего, для реновации которого сегодня сооружается тепловой луч – строительство коллекторов и теплового луча финансируется за счет одной программы, Инвестиционного бюджетного кредита, и частично они проходят по одним и тем же участкам.
Проекты «Водоканала» основательно изменят положение дел не только в центре. Цель – создание новой полноценной линии канализации в целом в Иркутске с возможностью подключения объектов на Байкальском тракте.
– Цель реконструкции трубопроводов – создать новую линию канализования от района Нижняя Лисиха до очистных правого берега. Разгружаем с помощью этой линии не только центр. Появляется возможность подключения новых объектов строительства, в том числе таких крупных, как «Авиатор», а также различных объектов на Байкальском тракте. Таких масштабных перемен в городе не было давно. Общая протяженность реконструируемых труб составляет около 12 км, диаметры, которые мы укладываем, значительные, до тысячного диаметра доходит на различных участках, плюс к этому строительство КНС (канализационно-насосной станции) в районе нижнего бьефа, которых раньше не существовало, – говорит Сергей Ващенко. По его словам, к концу 2025 года МУП «Водоканал» закончит все три проекта.
Есть и определенные сложности, связанные с тем, что работы ведутся на городской, застроенной территории, где уже большое количество коммуникаций. К тому же инженерно-геологические условия в Иркутске довольно сложные – труднопроходимые галечники и песчаники преодолевают, применяя разные технические инженерные решения.
– Сложности решаемы. Где-то мы применяем новые технологии, которые раньше в городе не использовались, где-то идем открытым способом, где-то – горизонтально направленным бурением с помощью установок большого диаметра. Все это требует времени и, самое главное, понимания от жителей города, что это не просто какие-то ремонтные работы. Это колоссальный объем реконструкционных работ, который в дальнейшем позволит обеспечить жителей правобережной части города надежными, качественными инженерными сооружениями.
В качестве новой для Иркутска технологии Сергей Витальевич называет микротоннелирование – способ прокладки, автоматизированный, используемый, например, для метро.
Параллельно строительству новой линии канализации в Иркутске движутся проекты строительства канализационно-очистных сооружений на обоих берегах.
Идет 10-й этап строительства КОС правого берега.
– В этом году заканчиваем строительство сбросных трубопроводов. Объем очень большой – 3,5 километра, в две нитки. На сегодняшний день выполнено 60 % работ. Финансируется это строительство за счет федеральной целевой программы «Сохранение озера Байкал»: 96 % денег дает Федерация, остальное – город и область, – комментирует замдиректора «Водоканала».
На новых КОС стоки пропускаются через три блока очистки – механической, биологической и доочистки. Сначала стоки попадают на решетки, улавливающие крупный мусор, затем в действие идут песколовки. Отмытые и обезвоженные отходы загружаются в контейнеры, обеззараживаются и после этого вывозятся на полигон. А вода уходит в сооружения биологической очистки, где вся «грязь» становится питанием для микроорганизмов. На выходе остаются только очищенная вода и свободный азот, естественный компонент атмосферы. Но и это еще не все: стоки направляются во вторичные отстойники, где все тяжелые частицы оседают на дно, а вода идет в пескофильтры, биореактор и, наконец, обеззараживается с помощью ультрафиолетовых ламп.
– Сейчас мы имеем многоступенчатую систему, которая позволяет очистить стоки до воды, абсолютно безопасной для природы, – прокомментировал результат работ по КОС правого берега мэр Руслан Болотов. – Планируем создать аналогичные сооружения для нужд левого берега.
По левобережным КОС разработана и уже прошла экспертизу проектная документация, городом предпринимаются меры для вхождения в федеральные программы, чтобы получить средства на строительство.
Кстати, этапы реконструкции канализационной системы города проходят по разным статьям финансирования, включены в разные программы. Большой напорный коллектор плюс самотечный коллектор в ИВАТУ сооружаются на средства инвестиционного бюджетного кредита, плюс средства города и области. Напорные трубопроводы и КНС в нижнем бьефе – это уже другой механизм финансирования: средства выделены Фондом развития территорий плюс областным бюджетом. Муниципалитет использует все возможные механизмы, чтобы получить деньги на финансирование важных объектов.