В Иркутской области прокомментировали предложения о новом подходе к расчету тарифов ЖКХ

0 2

Москва, Иркутск, 13.02.24 (ИА «Телеинформ»), – Эксперты Высшей школы экономики и Института экономики города предложили альтернативную схему установления тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В основе нового подхода к тарифной политике, по их мнению, должна лежать оценка финансовой доступности коммунальных услуг для населения.

По информации РБК, специалисты отмечают, что в последние годы сектор ЖКХ страдает от недофинансирования. Коммунальная инфраструктура сильно изношена, с этим связаны многочисленные аварии.

Одна из главных причин, по мнению экспертов, — тарифы на услуги ЖКХ для граждан растут медленнее фактической инфляции. Чтобы изменить ситуацию, они предлагают в качестве критерия для повышения платы использовать долю получателей субсидий на оплату ЖКУ.

Если в регионе таких семей больше 15% от всех, тарифы поднимать нельзя. А там, где меньше 15%, можно увеличивать плату до 30%.

Однако для этого нужны единые федеральные стандарты назначения субсидий. Сейчас они различаются в разных субъектах РФ. Эксперты ВШЭ считают, что их введение позволит улучшить ситуацию в сфере ЖКХ.

В целом новый подход даст дополнительные доходы коммунальным предприятиям, но увеличит нагрузку на более обеспеченные домохозяйства. Его реализация потребует непростых политических решений, резюмируют авторы исследования.

– Тема очень и очень сложная, к тому же предлагается создать очень сложный механизм, который непременно будет давать сбой. Вдобавок этот механизм, как становится понятно из проекта, предполагается построить глобальный. А у нас так сложилось, что страна очень большая. В каждом регионе есть особенности предоставления коммунальных услуг. Где-то себестоимость энергии повыше, где-то пониже. Где-то погодные условия позволяют значительную часть года обойтись без отопления, где-то совсем наоборот. Формирование тарифов в каждом регионе (да и в каждом городе) имеет свои особенности. И, как правильно замечают авторы, «должен действовать единый федеральный стандарт назначения субсидий», но в таком случае надо уравнять доходы по всей стране, надо уравнять расходы (по теплоэнергии, например), а это невозможно. У нас уже давно и часто безапелляционно такие новшества приходят из Москвы, рассчитанные, соответственно, на Москву.

Есть сложности и с законодательной базой. Кроме того, если сети принадлежат муниципалитету, то ресурсоснабжающая компания имеет ограничения по их капремонту или замене.

Есть проблема и с субсидиями – в это сложно поверить, но факт – многие люди, которые нуждаются в субсидиях, компенсациях и проч., и могут их получать – просто не оформляют такие заявительные льготы. Причины? В целом, это такие же причины, по которым им эта субсидия положена – некая жизненная апатия и усталость. Плюс слабая информированность. Получается, что каждая неоформленная субсидия повышает тариф для тех, кому субсидия не нужна. В сущности, мы видим закладку мины под социальное благополучие – попытку сделать некий «средний класс» – беднее. Что можно придумать ещё лучше для расшатывания ситуации в стране? Ну, наверное, только провести денежную реформу за три дня.

Самое главное – повышением тарифов даже на 30% проблему изношенности сетей решить нельзя. Меж тем, работает старый и добрый механизм госпрограмм, который и стоит применить в этом случае.

В Иркутской области прокомментировали предложения о новом подходе к расчету тарифов ЖКХ

Другие отзывы из Иркутска на мировые и российские новости:

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.