В Заксобрании Иркутской области говорили о зарплате учителям
Это один из главных вопросов, который депутаты ЗС держат на контроле
В Законодательном Собрании Иркутской области прошло заседание по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований. Обсуждали исполнение бюджетов муниципальных образований на текущий год и проблемы с выплатами зарплат сотрудникам образовательных организаций. Председатель ЗС Александр Ведерников в самом начале заседания сказал, что корректировка бюджета прошла 16 октября, но до конца 2024 года нужно провести еще одну корректировку.
– Неделю назад мы приняли поправки в региональный бюджет. Решили одну из основных задач – увеличили субвенцию на образование, чтобы педагоги школ и дошкольных учреждений получили зарплаты за декабрь перед Новым годом. Очевидно, что нужно увеличивать средства на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, компенсацию заимствований из дорожных фондов, строительство и капремонт соцобъектов и решение других проблем, о которых вы нам всегда говорите, – обратился спикер Александр Ведерников к представителям муниципалитетов.
Министр финансов Наталия Бояринова рассказала, что все муниципалитеты Иркутской области за первые девять месяцев 2024 года показали стабильный рост доходов, кроме Зиминского района. Общий рост составил более 7,7 миллиарда рублей. А в Зиминском районе в 2023 году поступил единовременный платеж по налогу на доходы физических лиц в сумме 63 миллиона рублей. В текущем году такого платежа не было, вот у них и получился минус.
В общем бюджете муниципалитетов максимальный рост доходов принесли налоги на доходы физических лиц – за первые девять месяцев они выросли на 24 %. На 31 % выросли налоги, собираемые по УСН, на 3 % – земельный налог.
Объем межбюджетных трансфертов за этот же период превысил 123 миллиарда рублей, 63 миллиарда из которых было выделено для решения вопросов местного значения. Также отмечено, что за девять месяцев на 7 % снизился общий долг муниципалитетов, но, по сравнению с данными на 1 января 2024 года, общий долг вырос на 137,2 миллиона рублей и составляет более 6,5 миллиарда рублей. Растет просроченная кредиторская задолженность – об этом заявили девять муниципалитетов второго уровня и 32 муниципалитета первого уровня. При этом есть проблема у города Братска, где долг бюджета превысил 51 % от всего бюджета. Над решением братской проблемы работают минфин, депутаты Заксобрания и местные власти.
Исполнение муниципальных бюджетов контролирует КСП. Глава Контрольно-счетной палаты Иркутской области Юлия Махтина подтвердила, что пока у муниципалитетов все хорошо, доходы собраны в размере 70 % от запланированного, расходы исполнены на 64 % от запланированного, работа идет.
Присутствовавшие на заседании мэры и главы дум муниципалитетов поделились своими проблемами при исполнении бюджетов. Обсуждение стало продолжением дискуссии при принятии поправок к бюджету на сессии ЗС 16 октября и в основном касалось проблем с оплатой труда работников образовательных учреждений. Так, Иркутскому району на исполнение обязательств необходимо еще 60 миллионов рублей.
Вице-спикер Наталья Дикусарова, которая обозначила и саму проблему, и ее решение:
– Когда мы говорим о зарплате работникам образования, мы сразу вспоминаем о том, что на эти цели муниципалитетам из областного бюджета выделяется субвенция. А вот при расчете этой субвенции возникают две проблемы, и обе они касаются механизма расчета. Первая – это неучтенные долги прошлых финансовых лет. В конце года у многих муниципалитетов остается «хвост», который не учитывается при расчете в новом финансовом году, и проблема накапливается из года в год. Приходится потом, в конце года, срочно искать деньги и буквально «затыкать дыры». И вторая проблема, которая очень сильно бьет по Иркутску и Иркутскому району, – это зависимость методики расчета от количества учащихся в школах. Этот показатель совершенно не учитывает миграцию населения. Подаются данные с 1 июля текущего года по 1 июля следующего года. А в сентябре картина меняется: одни ученики с родителями переехали в другой район или вообще выехали за пределы региона, другие перешли в другую школу в пределах одного муниципалитета. Мы сейчас рассматриваем изменения в методику расчетов субвенции на образование с учетом предоставления оперативных данных, оформим их и вынесем на рассмотрение депутатов на сессии Законодательного Собрания.
Присутствующие мэры обратили внимание на обеспечение расходов муниципалитетов на финансирование задач, определенных указами президента, на повышение долговой устойчивости территорий. Кроме этого, поступили предложения замещать муниципальный долг бюджетными кредитами и списывать задолженности, распределить дотации на выравнивание и сбалансированность бюджетов муниципальных образований до конца текущего финансового года.
Депутатами были рассмотрены основные подходы к формированию бюджета Иркутской области на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов. Основные приоритеты: исполнение социальных обязательств, региональных проектов, новая линейка нацпроектов (по которым, кстати, Приангарье уже подало заявку на участие – в 11 из 19 новых нацпроектов, на более чем 200 миллиардов рублей на три года, 55 миллиардов из которых рассчитаны на 2025 год). В фокусе внимания – инфраструктурное развитие области. Планируется, что будет начато применение механизма единой субвенции муниципалитетам, ввод туристического налога, к которому готовы почти все муниципалитеты, расположенные в туристической зоне, изменение порядка определения предельного уровня софинансирования и новые нормативы отчислений налогов УСН для муниципальных округов.
Все эти вопросы депутаты отразили в рекомендациях для дальнейшей работы.